АРГОЛ — ТЕРРИТОРИЯ ВКУСА

Представляем большое интервью генерального директора Группы компаний «Аргол» Ольги Ястребовой для журнала Russian Business Guide, вышедшему к ПМЭФ 2024 и полностью посвященному ПИЩЕВОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ.


Ароматы – великая сила. Мы не всегда осознаём их могучее влияние на нашу жизнь, но оно не становится от этого меньше… А вот мудрые предки хорошо понимали их силу: ароматизаторы известны человечеству с самой глубокой древности. Их применяли ещё в Древнем Египте, используя травы, пряности, концентрированные соки овощей и фруктов.

Ольга Ястребова

Уже тогда люди выяснили, что с ароматическими пищевыми добавками еда получается желаннее и аппетитнее. Собственно, к таковым можно отнести и пряности, а их история сродни захватывающему историческому детективу!

Сколько крови, пота и слёз было пролито из-за банальных в наши дни корицы или ванили, сколько человеческих трагедий разыгрывалось вокруг них! Возьмите хотя бы ваниль: уж, казалось бы, что может быть типичнее этого аромата – сегодня в любой точке земного шара вы найдёте кондитерку, парфюм, напитки, бытовые ароматизаторы с её уютным запахом.

А ведь ещё в XVI веке ваниль украшала лишь столы правителей Испании, Италии и Австрии! В остальных странах Европы она стала известна с начала XIX века и стоила баснословно дорого. Ведь до 1841 года ваниль культивировалась исключительно в Мексике, где растение опылялось эндемичными пчёлами.

За пределами родины капризная орхидея росла, но стручки на ней не завязывались… И только в 1841 году двенадцатилетний чернокожий раб с острова Реюньон нашёл способ искусственного опыления ванили.

карамель

Благодаря его открытию ценная пряность стала более доступной и за пределами Мексики. И всё же она оставалась относительно элитным продуктом, пока в начале двадцатого века люди не стали активно использовать в пищевой промышленности синтетические отдушки. Первыми были с ароматом банана и груши, но недолго заставила себя ждать и ваниль. И если рассматривать историю ароматизаторов под таким углом, ей без преувеличения можно зачитаться, как романом! Благодаря синтетическим ароматизаторам производители смогли расширить ассортимент продукции, усилить аромат продуктов, которые подвергались термической обработке.

Позднее производители поняли, что благодаря всевозможным отдушкам и ароматизаторам они могут скрыть посторонний вкус и запах, продлить срок хранения изделия, упростить процесс производства.

С каждым годом становится всё сложнее найти продукт без добавок, ведь наши рецепторы уже привыкли к насыщенному вкусу. Но параллельно с популярностью «зелёной моды» вновь завоёвывают рынок натуральные ингредиенты.

В общем, мода циклична, даже в этой сфере… Но, как бы то ни было, в современных условиях развития пищевой промышленности трудно переоценить роль качественных пищевых ингредиентов. Особенно в рамках уникального сочетания растущего спроса на полуфабрикаты и стремления потребителей к экологически чистой и здоровой продукции.

Компания «Аргол» эффективно взаимодействует с ведущими проверенными российскими и мировыми компаниями-производителями пищевых ингредиентов.

Ей удаётся идти в ногу со временем, следовать всем инновационным изменениям в технологиях изготовления пищевых ингредиентов и развивать собственное производство.


– Ольга Леонидовна, как давно ваша компания существует на рынке пищевых ингредиентов и каковы основные направления вашей деятельности?

– Знаете: многое в моей жизни происходит как бы «случайно»… На самом деле, конечно, ничего случайного не бывает, но тогда, более 20 лет назад, я вообще не думала об открытии своей компании, тем более – связанной с пищевой промышленностью.

Мой нидерландский партнёр по предыдущей работе попросил меня поработать переводчиком на встрече представителей российского бизнеса с голландскими предпринимателями. И вдруг, совершенно неожиданно, я получила предложение стать дистрибьютором голландской компании Quest, одного из ведущих мировых производителей ароматизаторов.

И я согласилась, честно говоря, даже не очень понимая, что я должна делать. Но как говорится: «Глаза боятся – руки делают!» И если уж сделал первый шаг, то дальше тебе ничего не остаётся, как двигаться вперёд.

Конечно, меня поддержали и помогли – как сотрудники компании Quest, так и моя семья. Мне вообще в жизни очень везёт на хороших людей. В любом деле так важны команда и помощь близких! Если чувствуешь поддержку, можно сделать практически невозможное.

Так появилась компания «Аргол», которая действует на рынке уже 23 года. За это время мы, как и все, переживали и взлёты, и падения. Но из кризисов мы выходили только более закалёнными, с новыми знаниями и опытом. Никакого уныния!

Сегодня компания имеет два офиса: в Санкт-Петербурге и Москве. Также у нас есть склады в Москве и Санкт-Петербурге, что позволяет получать продукцию из разных частей света и отправлять её в точки по всей территории России.

С самого начала наша деятельность связана с пищевыми ингредиентами для российских производителей. И для себя мы решили, что максимально будем делать всё, чтобы на рынке присутствовали качественные ингредиенты. Для этого мы активно взаимодействуем с зарубежными партнёрами, регулярно посещаем международные выставки, держим руку на пульсе всех новых технологий в индустрии.

С изменением политической и экономической ситуации расширяется и география наших командировок. Импортозамещение – это прекрасно, но в России не растут бананы и какао-бобы, так что многие ингредиенты всегда будут импортироваться к нам. А найти среди огромного потока предложений правильные и качественные продукты не так легко. Кроме того, надо знать, что сейчас востребовано рынком, надо чувствовать тенденции. Иногда находишь качественный и интересный продукт, который в каких-то странах очень востребован, но для нашего рынка в данный момент может не подходить. А проходит несколько лет, и он вдруг начинает пользоваться популярностью.

Кроме того, очень важен высокий уровень взаимодействия с клиентами. Наша компания работает как с очень крупными российскими и транснациональными корпорациями, так и с небольшими пищевыми производствами, но для нас важен каждый партнёр.

Если мы видим, что молодому российскому производителю нужны помощь и поддержка, мы всегда идём навстречу и стараемся предоставить наиболее выгодные условия контракта.

– Каким был 2023 год для вашей компании? Какими достижениями можете гордиться?

– Последние два года для компании «Аргол» были и непростыми, и успешными одновременно. Постоянно работаем в режиме многозадачности, но точно можно сказать, что скучать нам не приходится. Появились новые поставщики, новые ингредиенты. Мы успешно заменяем европейскую продукцию поставками из Турции и Юго-Восточной Азии.

Сейчас мы сотрудничаем в основном с Турцией, но у нас есть поставщики и в Китае и Малайзии.

Так как наша компания на рынке уже больше 20 лет, то мы воочию наблюдаем прогресс в развитии стран Юго-Восточной Азии, Турции и Ирана, где строятся хорошие современные предприятия, отрабатываются сложные технологии.

Лично мне очень нравятся турецкие компании. Во-первых, по менталитету они ближе к нам, чем, например, представители китайского и малайзийского бизнеса, а во-вторых – добраться в Турцию значительно легче, чем до Малайзии. Также мы всё время развиваемся, осваиваем новые компьютерные программы, увеличиваем производительность труда, стараемся сделать нашу команду более эффективной и одновременно счастливой.

– Что для вас, как для опытного эксперта, главное в вашей деятельности?

– Для меня одной из главных задач является отслеживание тенденций на российском и мировом рынках, чтобы заранее подготовиться к возможным изменениям. Но не всегда это удаётся. Вот сейчас, например, мы столкнулись с катастрофической нехваткой какао-бобов на мировом рынке. Соответственно, ощущается нехватка и какао-масла, какао-порошка и тёртого какао – всех тех ингредиентов, из которых делается шоколад.

В России ведь, как я уже говорила, деревья какао не растут, поэтому страна закупает какао-бобы и какао-масло, какао тёртое и какао-порошок.

Собственных производственных мощностей у российских предприятий не хватает, чтобы полностью насытить рынок какао-продуктами. Особенно остро встала проблема с дезодорированным какао-маслом, которое в России практически не производят. При этом в Эстонии не так давно построен завод, практически на границе с Россией, где большое количество наших предприятий покупает дезодорированное какао-масло. Почему бы такой же завод не поставить в Санкт-Петербурге? Морское сообщение есть, энергия есть, кадровый потенциал тоже присутствует.

Это мог бы быть очень интересный и полезный проект, который, с одной стороны, укрепит связи России с Африкой, с другой – наладит собственное производство дезодорированного какао-масла.

– Мы знаем, что вы работаете только с проверенными производителями. Что, помимо надёжности, для вас ещё важно?

– Да, наша компания работает только с теми производителями, в качестве продуктов которых мы абсолютно уверены.

Прежде чем начать поставки от нового производителя, мы обязательно посещаем завод, независимо от того, в какой стране он находится.

Ну, конечно, ещё анализируем логистику, чтобы она не была слишком сложной. Если процесс можно упростить, то это надо сделать, что положительно скажется на сроках и стоимости доставки.

– С какими основными вызовами и сложностями вы сегодня сталкиваетесь?

– Сейчас возникла серьёзная проблема с оплатой за товар. Практически все страны, боясь вторичных санкций, не проводят платежи из России. Хотя у нас товары относятся к пищевой промышленности и не должны попадать ни под какие санкции, зарубежные банки на это не смотрят и останавливают платежи в любой валюте. Это серьёзно осложняет нашу деятельность, поэтому приходится постоянно искать новые варианты, новые возможности.

– Но, несмотря на это, компании ведь удаётся развиваться в текущих экономических условиях?

– Да, «Аргол» развивается – благодаря хорошо сплочённой команде, опыту и высоким компетенциям наших сотрудников. Кроме этого, все 20 лет мы постоянно сталкивались с какими-то трудностями, поэтому привыкли решать нестандартные задачи. Компания взяла себе за основу девиз Дэна Брауна: «В мире нет ничего невозможного, а то, что невозможно, просто требует больше времени». Поэтому у нас запрещено говорить: «Это невозможно».

Можно описать все трудности, можно предупредить о разных рисках. А потом, только взвесив все «за и против», принять решение. На совещаниях у нас высказывают своё мнение сначала наименее опытные сотрудники, чтобы на них не давил авторитет старших товарищей.

Да и вообще, нам всегда интересно мнение нового человека. Новый сотрудник смотрит свежим взглядом и замечает то, что к чему мы привыкли и на что не обращаем внимания.

– Какую роль в деятельности компании играют научные исследования и инновации?

– Научные исследования имеют для нас очень важное значение, при необходимости мы всегда привлекаем к работе российские аналитические лаборатории для проведения физико-химических анализов. Кстати, хочу отметить, что российские лаборатории имеют высокий уровень как в плане научно-технической базы, так и в плане квалифицированных специалистов. И их помощь бывает порой просто неоценимой.

– Сейчас много говорят о пищевой безопасности. В вашем направлении деятельности это актуальный вопрос?

– Смотря что подразумевается под пищевой безопасностью. Если говорить о списке веществ, которые разрешены в пищевой промышленности, и микробиологических параметрах, то можно сказать, что российское законодательство – одно из самых жёстких в мире. И многое из того, что разрешено в ЕС, запрещено в России.

– Давайте развеем мифы, касающиеся использования пищевых добавок, с которыми вам приходится сталкиваться. Многие потребители считают, что чем меньше добавок в продуктах, тем они безопаснее. Так ли это на самом деле?

– Надо понимать, что многие конечные продукты, которые люди приобретают в супермаркетах, не могли бы существовать без пищевых добавок. За счёт них достигаются увеличение срока годности, сыпучесть продукта, однородность и многие другие важные свойства. Наша жизнь изменилась – соответственно, изменилось и питание. Сегодня мы уже не тратим ежедневно часы на приготовление пищи. Время ускорилось, появилось много новых возможностей, меняется и культура питания. Мы все существуем в этой системе. А в системе нельзя поменять один параметр так, чтобы не изменились и другие. И важным элементом здесь являются пищевые добавки.

Кстати, недавно принят закон, чтобы на этикетках не только указывали индекс Е, но и писали, какой функционал несёт в себе эта добавка. Я считаю, это очень хорошее решение.

Так как очень часто люди, напуганные провокативными телевизионными передачами и газетными статьями, впадают в панику при виде индекса Е.

На ваш взгляд, какие основные конкурентные преимущества есть у компании «Аргол»?

– За последние 20 лет конкурентные преимущества нашей компании не изменились. Это гибкость, быстрота принятия решений, лояльность – как к поставщикам, так и к покупателям. Нам ценен каждый наш покупатель, независимо от того, сколько он покупает: один мешок или контейнеры продукции. Важное значение имеет также хороший психологический климат в компании. И конечно, высокий профессионализм сотрудников, который позволяет детально разбираться в технических характеристиках и особенностях нашей продукции.

– Отвлечёмся немного от деятельности компании и поговорим о руководстве. Можете ли вы сказать, что у женщины-директора особый принцип ведения бизнеса?

– Я не считаю, что руководителей можно разделять по гендерному признаку. Любой руководитель выполняет стандартный набор задач. Возможно, есть некоторые отличия в стилях руководства между директорами – женщиной и мужчиной. Как правило, женщины более осторожны в принятии решений. Они больше заботятся о своих сотрудниках. Наверное, здесь включается природный инстинкт сохранения семьи.– Ольга Леонидовна, что вдохновляет вас лично? Где черпаете энергию?– Во-первых, мне нравится решать сложные нестандартные задачи. Появляется кураж, драйв, когда удаётся сделать то, что у других не получилось. Когда-то в фильме «Москва слезам не верит» герой Владимира Басова говорил, что в 40 лет жизнь только начинается. Когда-то нам, 17-летним, это казалось странным, но при этом вселяло надежду, что после 40 лет жизнь ещё существует. Хотя верилось слабо. Сейчас я могу сказать, что в 60 лет жизнь только начинается.

Дети выросли, ты состоялся как профессионал и можешь делать что хочешь, не оглядываясь на мнение окружающих. Так, в 60 лет я пошла учиться в школу фотомоделей. Это было абсолютно спонтанное решение, и я об этом не пожалела ни разу. Могу сказать, что оно было правильным, и именно поэтому я продолжила обучение в школе подиумного шага Run Way. Мне даже удалось поучаствовать в нескольких показах мод. И логическим продолжением моей учёбы стало участие в конкурсах красоты «Миссис Бизнес Санкт-Петербург» и «Миссис Бизнес Россия», которые организует компания «ОНИ Профи». С тех пор прошло три года, и теперь я уже участвую в конкурсах как партнёр и как член жюри. Считаю, что для женщины очень важно раскрыть свой потенциал во всех областях. Находясь в жюри, я вижу, сколько прекрасных, умных, красивых деловых женщин окружает нас. Каждый раз не перестаю удивляться, как много может сделать хрупкая женщина. Работа и семья не должны занимать всё твоё время.

Обязательно должны быть часы или дни, когда ты занимаешься тем, что интересно лично тебе.

Если члены твоей семьи к тебе присоединятся – хорошо; если у них другие интересы, то надо уважать выбор каждого. Кстати, ещё о хобби. У нас в семье уже 20 лет есть конь. Его зовут Петя. Если у меня выпадает свободное время, то я с удовольствием приезжаю в конюшню, сажусь на коня и испытываю огромное счастье, сливаясь с природой. Самое волшебство происходит в июне, во время белых ночей. Когда я скачу галопом в полях, я наиболее остро испытываю ощущение любви к жизни. Старость не наступит, если сможешь испытывать ощущение счастья в любой день, независимо от погоды, экономической и политической ситуации.

– Благодарю вас за такой прекрасный и мотивирующий ответ! Скажите ещё несколько слов о своей команде, о которой вы так положительно отзывались ранее.

– У нас очень хороший коллектив, просто замечательный. Каждый сотрудник – бриллиант в нашей команде. Я в жизни и в работе придерживаюсь принципа, что хорошо можно делать только то, что нравится. Человек должен с радостью идти на работу и так же с радостью возвращаться домой. Поэтому психологический климат в офисе очень важен. У нас в принципе не может быть конфликтов, потому что, если возникает недопонимание, мы сразу разбираемся в ситуации и вместе находим оптимальное решение. Люди в компанию подбираются очень тщательно, и в результате мы создали команду единомышленников, заинтересованных в общем результате, всегда готовых к взаимопомощи. Также мы привлекаем психолога, если появляются проблемы.

Поэтому в «Арголе» сотрудники работают десятилетиями.

И этот подход позволяет компании более 20 лет успешно развиваться на российском рынке. Что ещё хочется отметить? Самый большой враг человека – это страх. Он блокирует волю и желание, но если мы чувствуем поддержку, то страх отступает, и мы делаем следующий шаг на пути к совершенству.

– Кстати, о перспективах развития. Каким вы видите «Аргол» будущего?

– Хочешь рассмешить Бога – расскажи ему о своих планах. В современном мире всё очень быстро меняется, горизонт планирования сузился до двух дней. Но во всех случаях компания продолжает развиваться, и я уверена, что ещё много интересного впереди!

Оставьте заявку